Как продавцы автозапчастей автоматизируют работу на маркетплейсах
В RDV Маркет мы активно сотрудничаем с компаниями, которые занимаются продажей автотоваров — запчастей, шин, дисков и прочей продукции для автомобилей. Мы уже автоматизировали ключевые процессы для таких брендов, как «Княгиня», «Brixo», «Автоазарт», «Запаска» и других. Работа с этой категорией на маркетплейсах имеет ряд специфических особенностей. Многие из них учтены в готовом решении RDV Маркет, а оставшиеся задачи мы решаем через индивидуальные доработки систем и бизнес-процессов.
Какие задачи и специфика есть в отрасли и как их решает автоматизация?
Основной ассортимент продается по модели FBS
Это значит, что компании сталкиваются с типичными проблемами при торговле со своего склада:
- Некорректные остатки на маркетплейсах, штрафы, потеря выручки;
- Ручной перенос заказов из ЛК маркетплейсов в 1С;
- Ошибки при сборке заказов, отмены заказов, пересортица;
- Не соблюдаются рекомендованные маркетплейсом сроки по отгрузке.
- Остатки обновляются в 1С и на площадках в режиме real-time;
- Заказы маркетплейсов загружаются в 1С автоматически;
- С помощью сканера оптимизируется процесс упаковки, подбор заказа маркетплейса происходит автоматически, печатается этикетка – теперь у кладовщика очень мало шансов ошибиться;
- Весь процесс обработки заказа, от его попадания в систему и до отгрузки, ускоряется в 5 раз.
Большое количество SKU
Зачастую ассортимент наших клиентов, которые торгуют запчастями — это тысячи и десятки тысяч товаров. Это накладывает определенные требования к интеграции:
- Возможность моментально обмениваться остатками и заказами, а не загружать обновления, например, 2 раза в день
- Большое количество данных к обмену означает высокую нагрузку на систему, поэтому нужно обеспечить хорошую производительность
- обмен остатками и заказами по 700 000+ карточкам
- более 4000 заказов в день обрабатывает система
Остатки внешних поставщиков
Еще одна специфика отрасли – работа по схеме Дропшиппинг. Часто у одной компании очень много разных поставщиков, но держать все остатки у себя невозможно. Современная интеграция с маркетплейсами позволяет транслировать остатки и цены поставщиков на площадки. В готовом решении RDV Маркет поддерживаются различные форматы:
- Загрузка фидов из файла Excel, CSV, XML;
- Загрузка информации из опубликованных фидов через HTTP или FTP;
- Загружать остатки можно вручную или по установленному расписанию.
Учитывая количество номенклатуры от поставщиков, не всегда удобно хранить ее в собственной 1С. Особенно те позиции, которые не будут продаваться. Номенклатура может создаваться в 1С только после получения заказа на маркетплейсе – пока этого нет в готовом решении, реализуем только в рамках кастомной доработки.
Товары продаются как по отдельности, так и в составе комплектов
Комплект на маркетплейсе — это единая товарная карточка, например «Комплект фильтров для ТО». При этом масляный фильтр, салонный фильтр и воздушный фильтр доступны для покупки по отдельности и имеют свои собственные карточки. В такой схеме важно корректно передавать остатки как по комплектам, так и по каждой составной части, иначе возникают ошибки: комплект отображается как доступный, но нужных комплектующих на складе уже нет, либо комплектующие продаются по отдельности, когда у самого комплекта на маркетплейсе числится нулевой остаток.
Как правило, участники рынка не собирают такие комплекты заранее — они остаются виртуальными и формируются “на лету” при заказе. В RDV Маркет реализована поддержка такой модели: система автоматически пересчитывает остатки по комплектам, опираясь на фактическое наличие всех комплектующих.
Крупногабаритные и сверхгабаритные товары
В категории «Автозапчасти» немало товаров, относящихся к КГТ и СГТ: шины и диски, лобовые стекла, пороги, валы, глушители и др.
Не все склады маркетплейсов подходят для хранения КГТ-товаров, поэтому в личном кабинете селлера требуется выделить отдельный склад именно под них. Если в настройках остатков КГТ-товары ошибочно назначить на обычный склад, маркетплейс наложит штраф за такую отгрузку. В RDV Маркет номенклатура помечается особым флагом «Это СКГТ», и такие товары автоматически попадают на КГТ-склад в ЛК маркетплейса — без необходимости создавать отдельный склад в 1С.
Еще одна специфика крупных габаритов — такие товары обычно упаковывают в единое грузовое место, одну коробку. Стандартная схема, когда сотрудник подбирает несколько товаров из заказа для одной упаковки, здесь не актуальна. В RDV Маркет предусмотрен режим «Автоупаковка»: для каждого КГТ-артикула в заказе система сразу генерирует отдельное грузовое место с этикеткой, экономя время персонала и минимизируя лишние операции в 1С.
Работа с аналогами
Обычная ситуация в отрасли – одна и та же запчасть подходит для разных моделей и марок авто. При этом, на маркетплейсе важно держать отдельную карточку под каждую модель и марку. В итоге на 10 карточек на маркетплейсе может быть всего 1 номенклатура в 1С. Мы учитываем эту ситуацию в готовом решении RDV Маркет и корректно передаем остатки и получаем заказы на такие позиции.
Бывает и обратная ситуация – на одну карточку на маркетплейсе приходится несколько разных номенклатур в 1С. Такое случается, когда одна и та же запчасть является аналогом от разных производителей. Подобную задачу мы решаем через кастомные доработки интеграции, есть реализованные кейсы.
Дополнительные характеристики и специфические данные номенклатуры
При выборе нужной запчасти обязательно нужно учитывать ее характеристики: к какой марке и модели подходит, VIN-код, OEM, оригинал или аналог, размеры и т.п. Менеджеры стараются все эти данные указывать в карточке на маркетплейсе, чтобы дать клиентам полную информацию и сократить количество возможных возвратов.
Однако, такие данные зачастую не отражаются в 1С, поэтому мы дорабатываем каталог, добавляем дополнительные реквизиты номенклатуры и выводим их в удобные интерфейсы. Это упрощает поиск и отбор товаров на складе под конкретные заказы.
Маркировка Честный Знак
С 1 марта 2025 г. началась обязательная маркировка моторных масел. Также, в 2025 г. начался эксперимент по маркировке отдельных видов автозапчастей – все говорит о том, что обязательная маркировка начнется в 2026-2027 гг.
В RDV Маркет мы поддерживаем работу с маркировкой:
- в процессе упаковки подсвечиваем товары, где требуется сканирование маркировки;
- автоматически передаем данные по маркировке на маркетплейс;
- формируем отчет о переданных марках – может быть удобно, если вы выводите марки из оборота через сторонние программы, а не 1С;
- выводим марки из оборота (релиз этой функции планируется в феврале 2026 г.)
Также, поможем с маркировкой остатков, заведением карточек в Национальный каталог, настройкой 1С и процессов, доработкой систем для работы с Честным Знаком.
- Как начать работать с маркировкой
- Требования к маркировке OZON, Wildberries и Яндекс Маркет
- Различия в работе с маркировкой для моделей FBO и FBS
- Весь цикл работы с маркировкой в типовом функционале 1С
Большое количество возвратов
В отрасли довольно высокая доля возвратов, что обусловлено несколькими факторами:
- Брак из-за низкого качества деталей от некоторых китайских производителей;
- Клиенты ошибаются в заказах, берут неподходящие детали;
- Потребительский терроризм и недобросовестная конкуренция (актуально практически для всех категорий на маркетплейсах).
Дистрибьюторы автозапчастей активно размещаются на маркетплейсах — и те компании, кто выстраивает процессы правильно, быстро занимают лидирующие позиции. Мы в RDV Маркет видим, что участники рынка по‑прежнему сталкиваются с типичными вызовами: необходимостью управления остатками, процессингом заказов, отражением финансовых отчетов. Интеграция с маркетплейсами через нашу платформу позволяет решать эти задачи системно и превращать операционную рутину в источник роста продаж.